Редкие книги из коллекции Пензенского краеведческого музея Гоголь Н. В. Похождения Чичикова, или Мертвые души / Издание А. Ф. Маркса. – Санкт-Петербург, 1900 г.

Издать «Мертвые души» таким образом, чтобы по своему оформлению получившаяся книга стала бы столь совершенной, что оказалась достойна великого творения Н. В. Гоголя, было давней и «излюбленной» мечтой петербургского издателя К. Ф. Маркса, для воплощения которой он был готов не жалеть «ни усилий, ни издержек, ни времени». 5 лет прошло, с тех пор, как Маркс приобрел права на сочинения прославленного автора, и вот, наконец, эта мечта сбылась. Работа над новым изданием велась сколь скрупулезно, столь же и медленно. Требовалось как можно более точно отобразить дух времени, в котором разворачивалось действие поэмы. Всвязи с чем, сперва, в самых разных уголках страны, в провинциальном захолустье разыскивались разнообразные мелочи, предметы быта, обстановки, которые можно было соотнести с «чичиковской» эпохой и атмосферой «Мертвых душ». Их тщательно проверяли, зарисовывали и фотографировали. Затем уже к работе над собранным таким образом материалом смог приступить коллектив иллюстраторов. Стремясь избежать однообразия в художественном оформлении книги, К. Ф. Маркс не стал поручать работу над ней какому-либо одному мастеру. В команду иллюстраторов вошло двенадцать художников, руководил которыми П. П. Гнедич, автор трехтомной «Истории искусств с древнейших времен». Орнаментикой занимался Н. С. Самокиш; над пейзажными зарисовками трудились Н. Н. Бажин и Н. Н. Хохряков; бытовые сцены изображали В. А. Андреев, А. Ф. Афанасьев, В. И. Быстренин, М. М. Далькевич, Ф. С. Козачинский, И. К. Маньковский, Н. В. Пирогов, Е. П. Самокиш-Судковская. Различие авторских манер этих художников позволило достичь того, чего и хотел Маркс – разнообразия и полифонии изобразительного ряда. Не менее трети иллюстраций (а их в этом издании «Мертвых душ» 355) принадлежат кисти художника М. М. Далькевича. Исполненные черной акварелью или мягкой тушью они объемны, фотографичны и лишены карикатурности. Далькевич Мечислав Михайлович (2 апреля 1861 г., с. Вишневчик Каменец-Подольской губернии — сентябрь — ноябрь 1941 г., Ленинград ) – график, живописец, художественный критик. Учился в ИАХ (1876–1882 гг.) у Б. П. Виллевальде, М. П. Клодта. Рисовал для иллюстрированных журналов: «Живописное обозрение» (1878 г.), «Нива» (1879–1880 гг.), «Стрекоза» (1885 г.), «Шут» (1886–1887 гг.), «Осколки» (1885, 1889–1890 гг.) и др. Один из организаторов и иллюстраторов журнала «Леший» (1906 г.). Иллюстрировал книги ряда петербургских издательств. Создал серию станковых литографий по мотивам романа «Анна Каренина» (1892 г.) и рассказа «Холстомер» (1890-е гг.) Л. Н. Толстого. Член и экспонент Общества художников им. А. И. Куинджи (1917–1931 гг.). Участвовал в выставках объединений: Общество русских акварелистов (1895), Товарищество художников (1922, 1923 гг.). Экспонировался на выставках: в память И. С. Тургенева (1909 г.), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919 г.) и т.д. С 1894 г. выступал как художественный критик; постоянный корреспондент в журналах «Артист» (с 1894 г.), «Нива» (с 1904 г.) и др. Иллюстрированное издание «Мертвых душ» стало одним из первых образцов продукции новой типографии К. Ф. Маркса, открытой в 1901 г., – одного из самых мощных и технически оснащенных полиграфических предприятий страны. Некоторые рисунки (10 шт.) выполнены в технике гелиогравюры, дорогим и мало распространенным тогда способом. Для этой книги они были отдельно напечатаны в Вене. Метод гелиогравюры – это высококачественный способ малотиражной полиграфической печати, позволявший передать мельчайшие нюансы тоновых переходов. Гелиогравюра (Heliogravure) – фотомеханический способ репродукции, при котором на фотографический отпечаток накатывается краска; этот способ напоминает технику гравюры на меди. Гелиогравюра и ведет свое происхождение от гравюры на меди, от которой она отличается лишь способом получения печатной формы. В гравюре на меди печатная форма гравируется механически или химически, но вручную. В гелиогравюре форма гравируется химически по слою, полученному фотографическим способом. Способ же печати и там, и там один и тот же: углубления в металлической доске заполняются тушью, поверхность доски протирают, а тушь, оставшаяся в выемках, отпечатывается на бумаге. Гелиогравюра была изобретена Карлом Клитчем, который в 1875 в Вене получил первые формы на основе древесной смолы, а в 1890-1895 гг. в Англии провел первые опыты на ткани. Размер книги 360х280 мм. Вес 5 кг. Использованы материалы ресурсов: www.foto-video.ru; www.gogol.ngonb.ru; www.raruss.ru; http://artwiki.ru; http://artinvestment.ru; http://fantlab.ru.


Памятники Пензенской области

Здание предположительно было возведено в 1838 г. В 1850-ые гг. оно числится как один из городских домов Араповых. Первоначально было прямоугольное в плане, позднее расширено пристройкой двух крыльев (не ранее 1890 г), из которых северное пристроено к торцу бывшего дома, а южное – к южной части восточного фасада. Ныне это двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание под железной вальмовой крышей, П-образное в плане, поставлено вдоль восточной стороны улицы. Гор...