БИСЕРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ (ПРЕДМЕТЫ ГОРОДСКОГО БЫТА) В КОЛЛЕКЦИИ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ.

БИСЕРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ (ПРЕДМЕТЫ ГОРОДСКОГО БЫТА) В КОЛЛЕКЦИИ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ. Бисерное рукоделие пришло к нам из глубин истории. Бисер – это мелкие круглые или многогранные бусинки из стекла, фарфора и металла с отверстиями для продевания нитки. Само слово «бисер» происходит от арабского слова «бусра» или «бусер» (во множественном числе), что означает «фальшивый жемчуг». Родина бисера – Древний Египет; за многие века искусство его изготовления усовершенствовалось и распространилось во многих странах. Особого расцвета оно достигло в средневековой Венеции. Многие века Венецианская республика строго охраняла секреты стекольного производства, мастерам – стеклоделам были даны исключительные привилегии, но при этом за разглашение секретов стеклоделия полагалась смертная казнь. Несмотря на это, уже в 13 веке во многих городах Италии, а в 15 веке в Германии и Франции возникли свои стекольные мастерские, основанные мастерами – перебежчиками. Тем не менее, многие века Венеция оставалась крупнейшим центром бисерного производства, лишь к 17-18 вв. соперницей Венеции стала Богемия (северная Чехия). Во второй половине 19 в. были изобретены машины для изготовления стеклянных трубочек и бисера из них, благодаря чему значительно снизилась стоимость богемского бисера. Это способствовало его распространению во многих странах, среди разных слоев населения. В России только во второй четверти 17в. в письменных источниках упоминается цветной, то есть стеклянный бисер, в 15-17 веках этим словом обозначали жемчуг, который издавна использовался русскими рукодельницами. Жемчугу отводилась большая роль в украшении русского средневекового костюма и предметов церковного обихода; бисер же и стеклярус ценились не высоко, ими украшали свою одежду люди незнатные. В последующие века цветной бисер широко использовался в народном искусстве, но в данной статье мы ограничимся кратким описанием бисерных изделий, изготовленных и бытовавших в городской среде в 19 веке. Уже в 18веке использование бисера и стекляруса становится более разносторонним, чем ранее, эти материалы используются в оформлении дворянского быта: появились бисерные настенные панно, различные чехлы и т.п. В 18 веке употреблялся бисер неровной, неправильной формы, нередко в одном изделии сочетались очень мелкие и крупные бусины. Истинный расцвет бисерного рукоделия произошел в первой половине 19 века. Как в России, так и в Западной Европе возник исключительный интерес к бисерному рукоделию. Среди дворянства, купечества, зажиточных горожан возникла мода на небольшие по формату украшения интерьеров – настольные принадлежности, бювары (илл.7), подсвечники, чехольчики, (илл. 3), вышивки на подушки и тому подобные вещи, украшенные бисером и различными вышивками шелком. Ими в изобилии заполнялись комнаты. Также в то время изготавливалось множество украшенных бисером кошельков и различных сумочек, нередко изображения на разных сторонах этих предметов различаются. (илл. 1-6,13,14) Первая четверть 19 века – это и время наибольшего расцвета бисерного производства: из-за конкуренции Венеции и Чехии бисер, поставлявшийся в больших количествах во многие страны, достиг удивительного разнообразия по размерам и по подбору цветов и оттенков. В первой половине 19 века бисер в основном имел небольшие размеры, правильную, хорошо окатанную форму. Диаметр бус составлял в среднем 1 миллиметр (были и более мелкие сорта). Бисер многих расцветок был не только круглым, но и граненым. В 1820-е годы в работы вводится небольшое количество металлического бисера граненой и круглой формы – медного, позолоченного и стального. (илл.10,12) Светские дамы, купчихи, горожанки увлекались бисерным рукоделием, с любовью и большим искусством изготавливали они украшения для своих комнат, а также подарки для родных и близких. Немало работ создавали крепостные мастерицы и мастерицы, жившие в монастырях. Этот вид рукоделия был доступен достаточно широкому кругу мастериц, доказательством этого служат сравнительно невысокие цены на бисер: известно, что на ярмарке в 1837 году за пуд бисера платили 32 рубля – по подсчетам исследователей, для создания сумочки необходимо было бисера на 14-18 копеек, для того чтобы сделать кошелек – и того меньше. Именно доступностью материала и увлечением этим искусством различных слоев русского общества объясняется многочисленность коллекций бисерных изделий, сохранившихся в музеях и частных собраниях, а также разнообразие их художественного почерка. Из способов исполнения бисерных и стеклярусных изделий в 19 веке преобладали вышивка и вязание с бисером. При изготовлении плоских предметов вышивальщица подбирала бисеринки, следуя цветному рисунку, и по одной пришивала их к холсту и к канве в соответствии с переплетением нитей ткани. (илл. 1,4-7) В 1830-х годах появляется бумажная канва, то есть тонкий плотный картон с рядами мелких дырочек. (илл. 8,9,10) Для бисерных вышивок существовали очень тонкие иглы, использовали также щетину и конский волос. Изготавливались также «тканые» полосы (разновидность техники низания, с древности характерной для народного искусства): на рамку натягивали нити основы, поперек них накладывали нитку с нанизанным бисером так, что между нитями основы помещалось по одной бусине. Затем эта же рабочая нитка, уже без бисера, шла в обратном направлении, продергиваясь через каждую бисерину и огибая нити основы с изнанки. Бусины при этом ложились ровными рядами, боковой стороной к зрителю; этот способ давал ажурную прозрачную сетку, применявшуюся для витражей, прикрывающих свечу, цепочек и т.п. Вязание с бисером чаще использовали при создании объемных и круглых вещей: кошельков, сумочек, чехлов на чубуки, на стаканы и т.п.. (илл. 12,13).Рукодельница нанизывала бисер на нитку согласно рисунку и затем вязала эту нитку крючком или на спицах, оставляя бисер по одной штуке с правой стороны. Вязание на спицах давало более редкую и эластичную сетку, чем вязание крючком. Что же чаще всего изображали на своих работах мастерицы 19 века? Для изделий начала столетия типичны классические орнаменты в виде меандра, пальметок, розеток (илл. 12), грифонов и сфинксов, ваз (илл.1,) а также растительные мотивы, преимущественно цветочные.(илл. 3,5.) Особенно сложными и пышными становятся композиции из цветов в 1830-х годах. С необыкновенным искусством и разнообразием передавались многоцветные венки, букеты, гирлянды из садовых и полевых цветов. (илл.13) Изображались и бытовые сценки. С господствовавшим в литературе и искусстве романтизмом связан интерес к изображению пейзажей с руинами, урнами и тому подобными элементами (илл. 11). В романтическом духе нередко передавались «восточные» или «китайские» сценки (илл. 2), сценки из литературных произведений. Часто изображались бытовые сценки: играющие дети, всадники и др. (илл. 6,7).Очень распространены были сцены охоты, вышивки с такими сюжетами обычно изготавливались в подарок многочисленным любителям этого занятия. (илл.8,11) С середины 19 столетия интерес к бисерным работам постепенно затухает. Размеры бисера начинают увеличиваться, используются крупные, ровные, округлые бисерины (илл. 15). Число расцветок сокращается. Сплошное шитье бисером применяется реже, оно сочетается с шитьем шерстяной и шелковой ниткой крестом или гобеленовым швом (илл. 16,17 ). Фон бумажной канвы обычно остается открытым и подкрашивается акварелью (илл. 8). Постепенно бисерные работы становятся все более редким явлением, бисерные изделия исчезают из обихода. Лишь на рубеже 19-20 столетий интерес к бисеру проявляется вновь как в украшении интерьеров, так и в отделке дамских костюмов, создании дополнений к одежде (илл. 17,19), в это время возродился интерес к стеклярусу. Орнаментика этого времени удовлетворяется небольшим набором расцветок, к излюбленным относятся черные граненые бисер и стеклярус, а также мелкий стальной бисер. В предметах этого времени бисер и стеклярус уже не играет доминирующей роли и обычно сочетается с другими видами декора, с новыми материалами, формами и орнаментами. Мода на отделку дамских костюмов бисером и стеклярусом появилась во Франции в 1880-х годах, в следующее десятилетие отделка этого типа употребляется при создании наиболее изысканных туалетов мастерскими многих стран, в том числе и России. Мода на отделку дамских платьев бисером и другими видами бус сохранялась и в начале 20 века. (илл. 18) О.В Дубравина, хранитель фондов ПГКМ. ИЛЛЮСТРАЦИИ: 1. КП-8798/а: кошелек с изображением вазы с цветами. Шитье бисером по холсту, нач. 19в. дар Ананьевой, 1956г. 2. , 2-а.КП-10331/43з:сумочка дамскаяс изображением «китайской» сценки, на другой стороне – изображение леопарда. нач. 19в. Из собрания Н.В.Михайловой, пост.в 1964г. 3. , 3-а. КП-10331/43и – сумочка – чехол с цветочным орнаментом.первая пол.19в. из собрания Н.В. Михайловой. 4. КП-8831/10 – кисет бисерной работы. Шитье бисером по холсту, нач. 19 в. (красная подкладка более позднего времени). Дар Смирновой А.Н., 1957г. 5. КП-8861 – сумочка бисерной работы. Шитье бисером по холсту, начало 19 века. Из старых поступлений. 6. КП-10331 /43е – бумажник кожаный с бисерной вставкой (изображение играющих детей). Шитье бисером по холсту,1 пол. 19в. Из собрания Н.В .Михайловой. 7. КП-10331/2 – Портфель-папка (бювар) с бисерной вышивкой на крышке (изображение едущих на санях ямщика и офицера.)Шитье бисером по холсту, первая треть 19в. Из собрания Н.В. Михайловой. 8. КП-10331/43б – вышивка бисером «Сидящий охотник с собакой», на бумажной канве. 40-е г.г. 19в. Из собрания Н.В. Михайловой. 9. 10331/43в – вышивка бисером «Пейзаж с часовней», на бумажной канве. 30е-40-е г.г. 19в.Из собрания Н.В. Михайловой. 10. 10331/43г. – вышивка бисером «Святой король», на бумажной канве. 40-е г.г. 19в. Из собрания Н.В. Михайловой. 11. .нв -728/4. Табачница с крышкой. Шитье бисером по холсту, нач. 19в. из старых поступлений. 12. КП-8331/4 –Мешочек – подстаканник из бисера. Вязание с бисером, нач. 19в.Дар Смирновой А.Н., 1957г. 13. , 10-а.КП-10331/43ж Кошелек бисерный с изображением крупных цветов. Вязание с бисером, 30-е г.г. 19в. Из собрания Н.В. Михайловой. 14. , 11,11-а.КП- 12212/2 – сумочка дамская голубая, с цветочным орнаментом, сер 19в. поступила в 1977г. 15. КП-10331/42 – коврик декоративный круглый (панно) с изобр. винограда на синем фоне, на плетеной основе. Кон. 19-нач. 20 вв. из собрания Н.В. Михайловой. 16. КП-10331/41 – коврик декоративный с вышивкой (с изображением винограда). Шитье бисером, шитье шерстяными нитями гобеленовым швом. Из собрания Н.В. Михайловой. 17. КП-11855/6 – сумочка дамская, расшитая бисером. Шитье бисером, шитье шерстяными нитями крестом. Вторая пол. 19в. пост.в 1977г. 18. КП-9032/21 – украшение для платья или пальто. Шитье бисером по сукну, кон. 19 – нач. 20в. Дар Смирновой А.Н., 1957г. 19. КП-12050. Сумочка дамская коричневая, расшитая бисером и стразами. Кон. 19-нач. 20в. Пост.в 1979г., сбор Феоктистовой.
←    1 2 3   →


Памятники Пензенской области

Двухэтажное, оштукатуренное здание с вальмовой крышей, имеет цокольный этаж с окнами, выходящими на ул. Володарского. В августе 1817 г. М.Ю. Лермонтов жил здесь со своей бабушкой. Этому посвящена мемориальная доска, установленная на доме. В 1821 году к купленному другим владельцем дому была достроена угловая часть со скругленным углом и балконом по второму этажу. По южному и восточному фасадам были устроены смещенные к углу ризалиты с фронтонами, нижний этаж рустован, ве...