Из коллекции Пензенского государственного краеведческого музея. Вышивка на чувашских женских рубахах.

Основа чувашского женского и девичьего костюма – рубаха «кепе», сшитая из белого домотканого холста. В коллекции Пензенского краеведческого музея находятся рубахи начала ХХ века, поступившие из сёл Неверкинского района нашей области (ранее эти сёла относились к Кузнецкому уезду Саратовской губ.). В отличие от старинных, кепе позднего времени пышно отделаны цветными фабричными тканями, но при этом, как и в прежние времена, они обязательно украшены традиционной чувашской вышивкой, выполненной иногда «крестом», а не старинными швами. Вышивка выполнялась на холсте по счету нитей. Вначале контурными швами длиной около 2 мм «прорисовывался» точный узор черного цвета, затем нужные участки заполнялись цветными нитками старинным швом типа косой стёжки. По словам ведущего российского специалиста по чувашскому народному костюму Г.Н. Иванова – Оркова, «надо отметить следующую особенность чувашских узоров: белое поле холста никогда не закрывалось сплошной вышивкой. Мастерицами искусно использовался серебристо–белый фон, просветы которого включались в орнамент, придавая ему особую прозрачность, ажурность. Узоры на поздних рубахах были лаконичными. По сторонам грудного разреза вышивались или выкладывались из кумача простые фигуры (углы или ромбы). Низ рубахи орнаментировался богаче, узорами под общим названием «знаки на подоле». На старинных экземплярах это была непрерывная полоса растительно-геометрического орнамента, а на новых вышивался ряд крупных фигур, называемых «чувашскими птицами» или «существами». Некоторые исследователи толковали их как стилизованные изображения чувашского женского божества. Но, вероятнее всего, это варианты канонического древа жизни с изображением вершин и ветвей». Традиционные «знаки» меньшего размера вышивались вдоль нашитых по вертикали от плеча до подола кумачовых полос. На спине рубахи «кепе» в центре полотнища холста вышивалась изящная розетка, своеобразная и не повторяющаяся на других рубахах; иногда на этом месте находится нашивка из кумача, обведенная по краям мелкими вышитыми мотивами. На фотографиях представлена вышивка на «кепе» из сел Алешкино, Илим-Гора, Илюшкино, Старая Андреевка и Неверкино, входящих в пределы Пензенской области.
←    1 2   →


Памятники Пензенской области

В здании первого корпуса присутствнных мест с 1780-х гг. до 1917 г. размещался ряд учреждений местного управления, в том числе казенная палата, с которой по службе были связаны: Долгорукий Иван Михайлович (1764-1823) - поэт, драматург, актер-любитель, организатор первого пензенского театра. В 1791-1797 гг. - вице-губернатор. И. М. Долгорукий внес большой вклад в создание первого пензенского театра. По его инициативе  в 1792 году был организован кружок любителей те...