Гусли, цитра и гитара… Музыкальные инструменты из собрания музея на выставке «Старинный город с русскою душою».

Возникновение и развитие светского музыкального образования в Пензе связано с созданием в 1881 году Пензенского отделения Имперского Русского музыкального общества, которое в 1882 г. открыло в Пензе музыкальные классы для профессионального обучения. Первым директором музыкального училища стал выпускник Петербургской консерватории, композитор и теоретик М.И.Костромитинов. С музыкальным училищем и музыкальным обществом связаны имена многих наших земляков. Преподавателем Пензенского музыкального училища был педагог-теоретик, композитор, руководитель хоров Алексей Васильевич Касторский. Он вел большую концертную работу. Хор Касторского не раз показывал свое искусство на концертах духовной музыки в зале Дворянского собрания, участвовал в благотворительных вечерах. Архиерейским хором в Пензенской духовной семинарии руководил Александр Андреевич Архангельский – хоровой дирижер, в последствие известный композитор и заслуженный артист России. Любительские оркестры и театральные постановки занимали досуг многих образованных и состоявшихся горожан. Наиболее известным был Пензенский городской музыкальный кружок из представителей разночинной интеллигенции (среди оркестрантов отец и сын В. И. и Н. В. Мораховские, братья Е. В. и В. В. Мясниковы, А. И. Вакуленко, К. А. Якушев, С. В. Семибратов и др.). Фотография музыкантов из кружка экспонируется в музее. В экспозиции музея можно увидеть следующие музыкальные инструменты: торбан, принадлежавший врачу Н.В. Мораховскому (о нем мы уже писали); домру-тенор и домру-альт с клеймом «Николаев» середины 20 века, балалайку Московского экспериментального завода 1950-х годов, семиструнную гитару начала 20 века, мандолины, цитру и гусли. Большинство этих музыкальных инструментов поступили в собрания музея в начале 1980-х годов.
←    1 2   →


Памятники Пензенской области

В годы Великой Отечественной войны в г. Пензе размещалось несколько госпиталей для раненых бойцов. Воинов, умерших от ран, хоронили на Мироносицком кладбище, в результате чего здесь сложился целый комплекс захоронений. Могилы неоднократно обустраивались с заменой надгробий. Также устанавливались новые памятники. Весь комплекс воинских захоронений территориально можно разбить на пять участков, которые расположены по обе стороны от главного входа на кладбище. Могилы вои...