Время с Рождества до Крещения называется Святками.


7 января 2015 09:49

 

Святки, святые вечера, так обыкновенно называются в России дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова. Святки — старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Множественное число указывает, что праздник продолжается не один день.

В книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», собранной М. Забылиным и изданной в 1880 году в Москве в издательстве М.Березина о Святках говорится: «Нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как Святки. На святках мы видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.
Бесспорно, что к обрядам языческим принадлежат: гадания, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющей ничего общего с христианскими целями и настроение духа и – славление, т.е. хождение детей и иногда и взрослых со звездою, вертепом и тому подобными предметами.
Между тем, как само слово «святки» представляет понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни и мы одолжены тому, что в настоящее время они не искореняются, а существуют, хотя в разных видах и формах более или менее измененных».
На Святки (время зимнего солнцеворота) во времена язычества приходились обряды-заклинания об урожае, приплоде скота, гадания, ряжения. Церковь постаралась ассимилировать их, придав им характер прославления Христа, однако к гаданиям, «переодеваниям в шутовские костюмы, пляскам и пению» относилась неодобрительно. Между тем многие святочные обряды целиком относящиеся к язычеству:  одаривание друг друга печеными фигурками животных (козулями), колядование — хождение молодежи по улицам и домам, исполнение песен-колядок, одаривание певцов, ряжение, полуночные гадания и мн. др. сохранились и сегодня. Во время святок молодежь устраивала игрища, на которые приглашались парни и девушки из других деревень. Кроме того, в Крещение в больших селах проходили смотры невест, то есть показ девушек брачного возраста в преддверии следующего за святками месяца сватовства и свадеб. 
Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.
Запрет на вечернюю работу касался всех, его нарушителям выказывалось неодобрение всем деревенским обществом. Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в это время на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы была размыта.
С помощью обрядов старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник — канун Рождества — выпекали из теста «козульки» («коровки») — печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. 
Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник. Неотъемлемыми атрибутами колядования являлись переодевания: одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядились в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, тура (быка). Традиционны были одаривания колядовщиков, молодёжные игры, гадания.
Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже — после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.
 
 
Поговорки и приметы
Пришла Коляда накануне Рождества. Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз. Как ни зноби мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет. На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова. Лапти плести (в этот день) — родится (ребёнок) кривой; шить на рождество — уродится слепой. На рождество Христово метель — пчёлы хорошо роиться будут. На рождество опока (иней) — урожай на хлеб; небо звездисто — урожай на горох. Если на рождество путь хорош — к урожаю гречи. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение. Тёмные святки — молочные коровы; светлые святки — ноские куры. Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись. На коляды ночью трещит, а днём плющит. Пришли колядки — блины да оладки. Колядки — хозяйские порядки. В одном кармане сочельник, в другом чистый понедельник.
На Святках волки женятся. От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится. Мокрые святки — мало урожая. Ясные святки — полные амбары.


Памятники Пензенской области

Савицкий Константин Аполлонович (1844 - 1905) - живописец-жанрист, действительный член Академии художеств, один из участников Товарищества передвижных выставок, первый директор Пензенского художественного училища и музея. Похоронен в юго-восточной части Митрофаньевского кладбища, вблизи церкви. На могиле установлен памятник из черного полированного лабрадорита в форме креста, основанием которого служит постамент, квадратный в плане, со скошенными на треть боковыми стор...